ПРИНЯТА:
Решением Педагогического совета МБДОУ д/с
2-й категории № 1 «Солнышко»
Протокол от 23.08.2023 г № 1
УТВЕРЖДЕНА:
Приказ от 23.08.2023 г. № 128-А
Заведующий МБДОУ д/с 2-йкатегории
№ 1 «Солнышко»
____________________И.А. Юрина
УЧЕТ МНЕНИЯ
Родительского комитета (законных
представителей)МБДОУ д/с 2-й категории №
1 «Солнышко»
Протокол от 16.08.2023
№ 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида (физического, интеллектуального,
художественно – эстетического приоритетных направлений развития
воспитанников) 2-й категории № 1 «Солнышко»
на основе ФГОС ДО (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,регистрационный №
30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г.
№ 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный №
53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования)
на основе ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован
28.12.2022 № 71847)
п. Целина
2023 г.
Рабочая программа воспитания.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.2. ФОП ДО)
Согласно п. 29.2 ФОП ДО, общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для
позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает:
1)
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2)
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Согласно п. 29.2.1.2. ФОП ДО задачами воспитания в ДОО являются:
1)
содействие развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2)
способствование становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
3)
создание условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4)
осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей.
Согласно п. 29.2.2. ФОП ДО в РПВ выделены следующие направления воспитания:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Содействовать
формированию
у
ребёнка Родина и природа
личностной позиции наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
СОДЕРЖАНИЕ
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение
к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника»,
стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать
трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя
•
и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на
поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Формирование способности к духовному Жизнь, милосердие, добро
развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
СОДЕРЖАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детсковзрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного
опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Формирование ценностного отношения детей к Семья, дружба, человек и
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, сотрудничество
умения находить общий язык с другими людьми.
СОДЕРЖАНИЕ
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и
воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого
общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком
вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
Формирование ценности познания.
ЦЕННОСТИ
Познание
СОДЕРЖАНИЕ
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
ЦЕННОСТИ
Формирование ценностного отношения детей к Жизнь и здоровье
здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими
навыками
и
правилами
безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее
охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни
как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
Формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
ЦЕННОСТИ
Труд
СОДЕРЖАНИЕ
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных
и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу
людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной
стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует
формированию ответственности за свои действия.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ
Способствовать становлению
ценностного отношения к красоте.
у
ребёнка
ЦЕННОСТИ
Культура, красота
СОДЕРЖАНИЕ
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного
опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной
и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный
вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания (п. 29.2.3. ФОП ДО)
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста
(к трем годам).
Направление
Воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Физическое
и
оздоровительное
Ценности
Познание
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий
позицию
«Я
сам!».
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему
миру.Любознательный,
активный
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя
гимнастика,
личная
гигиена,
безопасное поведение и другое; стремящийся
к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровьяокружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление
кличной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся крезультативности,
самостоятельности,ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и
других видах деятельности (конструирование,
лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную
отзывчивость на красоту в окружающем мире
и искусстве. Способный к творческой
деятельности (изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной,
словесноречевой, театрализованной
и другое).
в
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения
освоения программы
Направление
Ценности
Воспитания
Патриотическое Родина, природа
Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России, испытывающий
чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Духовно
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные ценности,
нравстве
милосердие,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
нное
добро
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным кчужому
горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий
основныеотрицательные и
положительные человеческиекачества, иногда прибегая
к помощи взрослого
в ситуациях морального выбора.
Социальное
Человек,
Проявляющий ответственность за свои действия и
семья,
поведение; принимающий и уважающий различия
дружба,
между людьми. Владеющий основами речевой
сотрудниче
культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
ство
умеющий слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное Познание
Любознательный, наблюдательный,испытывающий
потребности в самовыражении в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных ценностей.
Здоровье,
жизнь Понимающий ценность жизни, владеющий основными
Физическое
иоздоровительное
способами укрепления здоровья - занятия физической
культурой,
закаливание,
утренняя
гимнастика,
соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и
другое; стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий
потребность
в двигательной
деятельности. Имеющий представление о некоторых
видахспорта и активного отдыха.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в
Направление
Воспитания
Эстетическое
Ценности
Культура и
красота
Целевые ориентиры
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнениипоручений
и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.3. ФОП ДО):
Уклад ДОО (п. 29.3.1 ФОП ДО):
Цель и смысл деятельности ДОО, её миссия:
- личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной
социализации на основе базовых национальных ценностей российского
общества через: формирование ценностного отношения к окружающему миру,
другим людям, себе; овладение первичными представлениями о базовых
ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в
обществе.
Принципы жизни и воспитания в ДОО: жизнь в ДОО выстроена на
уважении, доверии, принятии ребенка таким, какой он есть.
Считаем важным выделить:
- принцип следования нравственному примеру и воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения, т.е. защищенность интересов личности
от внутренних и внешних угроз;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого, на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения,
- принцип
инклюзивности - организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования,
- принцип общего культурного образования - воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
Образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж:
внешний облик помещений ДОУ эстетически привлекателен и соответствует
целям образования: каждое групповое помещение имеет своё индивидуальное
оформление, учитывая ее название.
Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям),
сотрудникам и партнерам ДОО:
ДОО выстраивает работу с родителями, с учетом положительного
эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по
воспитанию детей. ДОО создает условия для формирования у родителей
уверенности в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических
проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения
семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою
очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении
педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради
которых и
осуществляется это взаимодействие. С партнерами ДОО
выстраивает
взаимовыгодное
сотрудничество
применяя
принцип
полисубъектности.
Ключевые правила ДОО:
- коллектив ввел правило «отказа» от запрета на посильное участие детей в
ситуациях самообслуживания
- детская общность является полноправным участником воспитательного
процесса;
- детской общностью разработаны правила и нормы поведения в группах в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- важным правилом является соблюдение положения о педагогической этике
всем персоналом ДОО;
Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО:
традиции и ритуалы подробно описаны в п. 2.3. Программы;
особые нормы этикета - ДОО посещают поколениями одна, из устоявшихся
особых норм это проявление интереса коллективом к дальнейшей жизни
выбывших воспитанников.
Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО:
- на входе в ДОО расположен информационный стенд для ознакомления
родителей с важной информацией ДОО;
- в
здании расположены баннеры, подчеркивающие важность текущего
направления, в том числе направления государственной политики;
- на фасаде ДОО расположены флаг, имеется флаштог.
Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда
ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности):
ДОО посещают семьи и работают люди разных национальностей все
участники образовательных отношений толерантно относятся к друг другу,
уважают культуру и традиции всех народов.
Воспитывающая среда ДОО (п. 29.3.2 ФОП ДО):
Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения
ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе: В детском саду одним из
главных людей формирующих воспитывающую среду - является воспитатель,
так как именно он находится в контакте с детьми целый день и является
носителем культурных ценностей и наглядным примером. Воспитатель
соблюдает правила педагогической этики (педагогический такт, выдержку,
доброту, человечность, искренность.) Особенно важно умение педагогов
ДОО: спокойно держаться и разговаривать; быть приветливыми, педагоги
умеют выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка – во время
пошутить, успокоить, доверительно поговорить, другими словами создать
благоприятную почву для зерна воспитательных ценностей, которое мы сеем с
первых дней пребывания детей в детском саду. Процесс приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию
мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при
взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в
предметной среде протекает в период всего пребывания ребенка в детском
саду и будет успешным, если взрослый выступает в этом процессе в роли
партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка
подчеркивая его индивидуальность.
Условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями российского
общества:в ДОО ежедневно создаются условия для усвоения ребенком
социокультурных норм во взаимодействии с людьми, заинтересованными в
его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений
образования, социальные партнеры), которые передают свои знания, опыт,
помогают понять и принять социально-культурные особенности своего
общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности,
нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде; огромное
значение в формировании социокультурных норм имеет также и
коммуникативная
деятельность.
Это
беседы,
рассказы,
чтение
художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п.,
которые
способствуют
усвоению
дошкольниками
нравственных
общечеловеческих
ценностей,
национальных традиций,
гражданственности.
Условия для становления самостоятельности, инициативности и
творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских
общностях, включая разновозрастное детское сообщество:в детском саду одна
разновозрастные группы, что помогает создать разновозрастное сообщество,
особенность такого сообщества – совместные праздники с участием всех
детей, где дети получают социальный опыт общения с детьми разного
возраста, родители - полноправные участникипраздничных событий; Педагоги
поддерживают инициативу старших детей в помощи малышам, например:
довести их от участка до групповой ячейки.
Общности ДОО(п. 29.3.3. ФОП ДО):
В ДОО выделяются следующие общности:
Педагог - дети,
Родители (законные представители) - ребёнок (дети),
Педагог - родители (законные представители).
Дети-дети
Педагог-педагог
Родители (законные представители) –родители (законные представители)
профессиональное
сообщества
Ценности и цели: - цель:взаимодействие на
Особенности
организации
общностей и
профессиональнородительское
сообщества
детско-взрослой
общности
- цель: объединение
усилий
по
воспитанию ребенкав
семье и в МБДОУ,
включение родителей
в
образовательный процесс.
- ценности:
1. уважение друг кдругу;
2.
здоровьесбережение
ибезопасностьдетей;
3. создание единого
пространства для
воспитания ребенка.
цель:
создани
общего пространства
взаимоуважения,
отзывчивости,
щедрости,
доброжелательности,
общенияю
ценности:
сотворчество
и
сопереживание,
взаимопонимание
и
взаимное
уважение
отношение к ребенку
как к полноправному
человеку,
наличи
общих
симпатий
ценностей и смыслов у
всех
участнико
общности.
профессиональные темы,
постоянный
обмен
знаниями,
который
обеспечивает личный и
профессиональный рост.
- ценности:
1. общегуманистические
социальные
ценности
(гражданственность, любовь к
людям,интеллигентность,
духовность)
2.
профессиональная
идентичность
с
профессиональной общностью
на
основепринятия им
содержательных аспектов
деятельностипо формированию
и развитию
личности
ребенка и требований ких
выполнению, а также
сложившихся
профессиональных норми
правил,
стиля
мышления,
образцов
социального поведения.
- в ДОО существуют:
- в ДОО существуют:
педагогический
совет,
родительский
творческие
и
рабочие
группы,
комитет,
все
ихроль в
процессевоспитаниядетей
все сообщества формируются
сообщества формируются
с учетом необходимости
с учетом
обеспечения
образовательного
процесса, а так же на
основе
собственных
необходимости
обеспечения
образовательного
процесса, а так же на
- в ДОО существует
объединение
«Волонтерское
движение
“Мы
вместе”,
общност
формируются с учетом
на основе собственны
интересов
инициатив;
- роль в процессе:
интересов и инициатив;
-роль в процессе:педагоги, а
также другие сотрудники,
являются примером
в
формировании полноценных
исформированных
ценностных ориентиров,норм
общения
и
поведения;
Особенности
обеспечения
возможности
разновозрастн
ого
взаимодейств
ия детей
основе собственных
детско-взрослая
интересов
общность
являетс
иинициатив;
источником
и
-роль
механизмом
в
воспитания ребенка
процессе:совместное
Находясь в общности
обсуждение
ребенок
сначал
воспитывающими
приобщается к тем
взрослыми особенностей
правилам и нормам,
ребенка и
которые
внося
дальнейшее создание
взрослые в общность,
условий,
которые
а затем эти нормы
необходимы для его
усваиваются ребенком
оптимального и
и
становятся
его
полноценного развития и
собственными.
воспитания.
В ДОО одна разновозрастная группа, что обеспечивает создание
разновозрастного сообщества в условиях искусственно созданного
конгломерата.
Важным является взаимопомощь старших детей младшим во время проведения общи
мероприятий и на прогулочных участках в повседневной жизни. Отношения
младшими - это возможность для
ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация
жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного
образования.
Задачи воспитания ДОО (п. 29.3.4. ФОП ДО):
Интегрированы в каждую образовательную область и отражены в п
2.1 Программы.
Формы совместной деятельности в образовательной организации.(п.
29.3.5. ФОП ДО):
Работа с родителями (законными представителями)(п. 29.3.5.1. ФОПДО):
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения ДОО.
Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями
воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы.
События ДОО(п. 29.3.5.2. ФОП ДО):
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для создания значимого события и
раскрытия ценностей воспитания, педагогами ДОО создаются условия
позволяющие принять ребенком ценности согласно его возрастных
особенностей. В ДОО используются проекты, праздники, общие дела, ритмы
жизни (утренний и вечерний круг, прогулка), режимные моменты (прием пищи,
подготовка ко сну и прочее), свободная игра, свободная деятельность детей.
Событийные мероприятия носящие воспитательную направленность и
реализуются согласно годовому и календарному плану воспитательной работы.
Мероприятия постоянного (ежедневного, режимного) характера гибко
включаются педагогом в различные образовательные ситуации, в игровую и
другие деятельности детей.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях (п. 29.3.5.2.3.ФОП
ДО):
К основным видам организации совместной деятельности в
образовательных ситуациях в ДОО относятся:
- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов
наизусть;
разучивание
и исполнение песен, театрализация,
драматизация,этюды- инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций,просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому
подобное), посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный
пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение,
тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Все указанные образовательные ситуации обеспечивают образовательный
процесс и носят ярко выраженный воспитательный характер.
Организация предметно-пространственной среды(п. 29.3.6. ФОП ДО):
Реализация воспитательного потенциала предметно- пространственной среды
в ДОУ предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по её созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
В ДОО имеются:
• знаки
и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО (большие
флаги: России)
компоненты среды, отражающие региональные этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО ;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность(информационные стенды)
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности(групповые и уличные центры активности подробно
описаны в материально-техническом разделе программы);
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей (фотоальбом: «Я, ты, мы»; галерея «Спасибо прадеду
и деду за победу»);
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную
картину мира(карты мира, центры научно естественной направленности
подробно описаны в материально- техническом разделе программы );
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта(общая уличная спортивная площадка; центры двигательной активности
на групповых участках);
компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в
культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального
российского народа (настольная игра: «Народы России», патриотические
центры “Наша Родина - Россия);
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного
труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства (на
уличных участках организованы центры труда; в групповых участках уголки
дежурства, огород на окне)
При выборе материалов и игрушек для ППС ДОО ориентируется на
продукцию отечественных и территориальных производителей.
Социальное партнерство(п. 29.3.7. ФОП ДО)
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в ДОО
предусматривает: участие представителей партнеров в образовательной
деятельности и мероприятиях ДОО; проведение различных мероприятий на базе
организаций-партнеров. Все мероприятия носят воспитательную направленность
и реализуются согласно годовому икалендарному плану воспитательной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.4. ФОП ДО)
Кадровое обеспечение(п. 29.4.1. ФОП ДО)
В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала,
связанного осуществление воспитательной деятельности:
Должность
ответственного
Заведующий ,педагог-психолог,
музыкальный руководитель,
инструктор ФК
Воспитатели
Заведующий
Функция
планирование,
организация,
реализация,
обеспечениевоспитательной деятельности
повышение квалификации педагогов ДОУ в сфере
воспитания
Педагог-психолог, учитель- логопед, психолого-педагогическое сопровождение
музыкальный
руководитель, обучающихся, в томчисле с ОВЗ и других
воспитатели
категорий
Заведующий
привлечение
специалистов
других
организаций(образовательных, социальных,
правоохранительных и других) к воспитательной
деятельности
Нормативно-методическое обеспечение(п. 29.4.2. ФОП ДО)
Для реализации РПВ в ДОО
используется
практическое
руководство
«Воспитателю
о
воспитании», представленное в
открытом доступе в электронной
форме
на
платформе
институтвоспитания.рф
Требования к условиям работы с особыми категориями детей
(п. 29.4.3. ФОП ДО)
ДОО готово принять любого ребёнка независимо от его особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы особые условия воспитания для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с ООП, с
ОВЗ – при появлении ребенка, имеющего статус подтвержденный
документально для него создаются равнозначные условия с учетом его
индивидуальности:
1) возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются
особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем
личного опыта детей особых категорий;
формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития
ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом
необходимости развития личности ребёнка, создание условий для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению
их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального
благополучия;
4) доступность
воспитательных
мероприятий,
совместных
и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка;
2)
5)
участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания
ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Для достижения наибольшего результата поставленных целей и задач в
рабочей Программе воспитания деятельность детского сада в части,
формируемой осуществляется в рамках единого механизма, и реализует как
обязательную, так и в вариативную части.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы объединяет традиции детского сада
и основные государственные и народные праздники, памятные даты указанные в п. 36.4 ФОП.
Наименования мероприятия
Дата
Форма проведения
события
День знаний
1 сентября
Праздник
День солидарности в борьбе с
3 сентября
Акция
терроризмом
День добрых дел
6 сентября
Акция
«Дорожная грамматика»
сентябрь
Досуг по ПДД
День образования Ростовской области
13 сентября
Беседа в ст –
подготовительной
группе
День работников дошкольного
27 сентября
Поздравительная газета
образования
День древонасаждения
Сентябрь Акция
октябрь
Международный день пожилых людей
День Здоровья осенью.
Создание игротеки эколят – дошколят.
«Пристегните самое дорогое»
День казачьей воинской славы
«Эколята – дошколята за раздельный
сбор мусора»
Международный день школьных
библиотек
1 октября
октябрь
октябрь
октябрь
14 октября
октябрь
Плакат
Физкультурный досуг
Создание игротеки
Акция
Стенд, беседа
Тематические занятия
25 октября
День символов Ростовской области
28 октября
День народного единства
День памяти погибших при
исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел
России.
«Эколята – защитники природы»
Синичкин день
Всероссийский день призывника
День начала Нюрнберского процесса
4 ноября
Беседа библиотекарей и
анонс книг в дс с
детьми
Проектная
деятельность
Стенд, аппликация
Стенд.
Информация для
родителей в соцсетях
Ноябрь
12 ноября
15 ноября
20 ноября
Выставка лепбуков
Экологический проект
Беседа
Информация для
родителей в соцсетях
День Матери в России
28 ноября
Развлечение по ПДД «Колобок —
румяный бок всем лесным зверям
помог»
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День Матери - казачки
День добровольца (волонтера) в
России
День Героев Отечества
Создание игротеки Шалуна
День конституции РФ
Всероссийская акция
«Мы – граждане России!
Акция «Сбережем елочку»
Выставка-конкурс семейных
творческих работ "Дед Мороз –
красный нос "
ноябрь
Стенгазета,
поздравительные
открытки, видео поздравления
Театрализованное
развлечение:
8 ноября
3 декабря
Презентация, беседы
4 декабря
5 декабря
Папка - передвижка
Акция
9 декабря
декабрь
12 декабря
Создание альбома
Создание игротеки
Флешмоб,
презентация
декабрь
В течение
декабря
акция
Поделки
«Осторожно, гололед»
День Зимующих птиц России
Акция «Покормите птиц зимой»
"Старый новый год»
«По Дону гуляет казак молодой»
День полного освобождения
Ленинграда от фашисткой блокады
Акция «Блокадный хлеб»
Акция «Ловушка для батареек»
Спортивное развлечение для детей
старшего дошкольного возраста по
ПДД
Малые олимпийские игры»
январь
январь
Акция
акция
январь
январь
27 января
Музыкальный досуг
Фольклорный праздник
Акция
Январь - май
февраль
Акция
Досуг
февраль
Физкультурное
развлечение
Презентация,
экспериментирование
акция
День Российской науки
8 февраля
Экологическая акция «Построй
домики для птиц»
День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества (Афганистан)
февраль
15 февраля
Международный день родного языка
День Защитника Отечества
21 февраля
23 февраля
«Широкая Масленица»
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день поэзии
Февраль - март
8 марта
18 марта
21 марта
День леса
День воды
Театрализованное представление
«Приключения Мухи,
или хитрости Паука на дороге»
Международный день театра
21 марта
22 марта
март
День птиц
Всемирный день здоровья
1 апреля
7 апреля
День древонасаждения.
9 апреля
27 марта
Информация для
родителей в соцсетях,
возложении цветов к
Камню Памяти в Парке
п.Целина
Занятие
Физкультурные досуги,
Выставка открыток ко
Дню Защитника
Отечества
Фольклорный праздник
Развлечения
Флешмоб
Конкурс чтецов
логопедической группы
Акция
Тематическое занятие
Театрализованное
представление
Кукольный театр
бибабо
Развлечение
Физкультурное
развлечение
Акция
«Эколята – дошколята сажают
деревья»
День космонавтики
12 апреля
Физкультурные досуги,
День памяти о геноциде советского
народа нацистами и их пособниками в
годы ВОВ
Всемирный день Земли
19 апреля
Информация для
родителей в соцсетях
22 апреля
Праздник Весны и Труда
1 мая
День Победы
Международная акция «Георгиевская
ленточка»
«Волшебное колесо»
Международный день семьи
9 мая
Экологический
праздник
Стенд, видеоролик для
родителей в соцсетях
Возложение цветов к
Обелиску, участие в
акциях
Спортивный досуг
Фотовыставка «Моя
семья» (видеоролик),
конкурс
«Генеалогическое
древо»
досуг
Создание мини - музея
Беседа, д/и
май
15 мая
«Сохрани природу от пожара!»
Международный день музеев
День славянской письменности и
культуры
День рождения Шолохова М.А.
май
18 мая
24 мая
День защиты детей
День Эколога
1 июня
5 июня
День русского языка.
6 июня
День России
Всероссийская акция «Мы – граждане
России»
12 июня
«В поисках волшебного ключа»
4-7 лет
24 мая
«Эти удивительные муравьи»
День памяти и скорби
июнь
22 июня
День молодежи
27 июня
Стендовая
информация, выставка
книг писателя
Развлечение
Экологические игры,
квест - игра
Игры, стенд
Фольклорный праздник
ко Дню России
«Русская березка»,
Изготовление
коллективных плакатов
Квест по ПДД
Проект
Акция
«Свеча памяти»
Мульт –дискотека
День возрождения
казачества России
«Сохраним это чудо с Эколятами!»
30 июня
«День Ивана Купала»
июль
Фольклорный праздник
День семьи, любви и верности
8 июля
День рождения Платова М.И
День физкультурника
8 августа
14 августа
«Дорожный патруль»
август
Изготовление
поздравительных
открыток, семейного
древа
Изготовление плаката
Спортивное
развлечение
Квест-игра по правилам
дорожного движения
«Посвящение в Эколята»
День государственного флага РФ
август
22 августа
День рождения Калинина А.В.
День Российского кино
День освобождения Ростовской
области от немецко – фашистких
захватчиков.
22 августа
27 августа
30 августа
июль
Беседа,
просмотр презентации
Фотоконкурс для детей
и родителей о природе
Праздник
Коллективная
аппликация
Просмотр презентации
Презентация
Стендовая информация,
беседа